Современная система условных обозначений элементов радиотехнических
устройств во многом напоминает систему обозначения звуков речи буквами
или звуков музыки нотами. Сложилась особая письменность, в которой роль
букв и слов играют радиотехнические символы. Она продолжает изменяться и
совершенствоваться и в наши дни.
Подобно тому, как знание букв еще не означает умения свободно читать,
так и знание радиотехнических условных обозначений еще недостаточно для
того, чтобы в полной мере и без затруднений пользоваться принципиальными
схемами.
Рассматривая современные радиосхемы, можно заметить ряд их особенностей. Прежде всего все радиосхемы являются плоскими изображениями пространственных по своей конструкции устройств.
Другая особенность этих схем необычайно обобщенный характер условных обозначений. Каждое из них обычно не характеризует конструкцию, размеры или иные физические параметры детали. Например, мощная генераторная лампа величиной в рост человека на схеме будет иметь такое же обозначение, как и миниатюрная лампа радиоприемника. Линия на принципиальной схеме указывает только наличие электрического соединения между различными деталями. Такое соединение может быть выполнено тонким или толстым, голым или изолированным, длинным или коротким, медным или серебряным проводником. Символ катушки индуктивности совсем не дает возможности судить о конструктивном выполнении, форме, размерах и даже о числе витков реальной катушки, не говоря уже о сечении или марке провода.
Но если условные изображения так мало говорят о физических параметрах деталей, если принципиальная схема в целом не дает какого бы то ни было представления о реальном размещении деталей, то почему же такие схемы получили широкое распространение, почему ни один радиотехник не может обойтись без помощи схем? Главная причина этого как раз и кроется в обобщенности схем. Подобная обобщенность представляет неоценимые преимущества при изучении процессов, протекающих в радиотехнических приборах. Возможность отвлечься от конструкции позволяет при обдумывании работы радиоустройства целиком сосредоточиться на происходящих в нем электрических процессах. Очень часто можно наблюдать, как опытный радиотехник, ремонтируя или налаживая сложный прибор, временами отвлекается от реального сооружения и погружается в размышления над схемой и только сообразив по ней, как развиваются электрические процессы, как протекают токи, он возвращается к реальному прибору.
Облегчению чтения схем посвящено все, в том числе и строгое однообразие символов. Человек, читающий текст в книге, не обращает внимания на рисунок шрифта только потому, что этот шрифт однообразен. Слово, составленное из букв разных размеров или рисунка, ПрОчИтЫвАеТся уже гораздо медленнее и с большим трудом. Зато однообразный шрифт дает возможность сосредоточить свое внимание целиком на идеях, обозначаемых словами.
Условные обозначения с небольшими изменениями одинаковы у радиотехников всех стран мира. Язык радиосхем стал международным подобно приемам записи алгебраических или химических формул. Многие радиолюбители, совсем не знающие иностранных языков, прекрасно понимают устройство и принцип работы различных радиоустройств, рассматривая схемы в зарубежных журналах.
Во всех европейских языках текст читают слева направо, арабский текст пишут справа налево, по-китайски пишут сверху вниз. Радиосхемы были разработаны в Европе, поэтому вполне естественно, что принципиальные схемы строятся и читаются в основном слева направо. Всякое нарушение этого порядка неизбежно затрудняет чтение схемы.
Для того чтобы научиться читать печатный текст, требуется некоторое время. Подобно этому и умение размышлять о работе радиосхем, продумывать пути следования сигналов, понимать распределение сигналов во времени, т. е. умение «читать радиосхемы», приобретается постепенно, в процессе разбора большого количества радиосхем.
|