Ременные передачи, как это достаточно подробно установлено различными исследователями, являются непрерывно действующими генераторами электростатических зарядов. Причинами этого явления следует считать: неизбежное скольжение ремня по шкиву и нарушение поверхностного контакта между ними в момент сбегания ремня со шкива. В результате ремень и шкив получают электрические заряды противоположных знаков, причем в большинстве случаев на ремне образуются отрицательные, а на шкиве положительные заряды.
На шкиве заряды не могут накопляться, они мгновенно утекают в землю через подшипники, подвеску и стены здания или же в случае шкива на валу машины заряды утекают в землю через ее кожух. Образовавшиеся же на ремне заряды вследствие слабой его проводимости накапливаются на нем, и ремень оказывается во всех своих точках заряженным до определенного потенциала. Величина потенциалов зависит от многочисленных факторов, из которых главную роль играют: натяжение, скорость, материал и поверхностное состояние самого ремня, а также влажность и температура окружающего воздуха.
Если измерить величины потенциалов в различных точках ремня по его длине от одного шкива к другому, то распределение их графически изобразится кривыми, аналогичными кривым, построенным по лабораторным данным Прайса. Из фигуры видно, что в момент отрыва от шкива ремень сразу получает значительный потенциал, который по мере продвижения от места сбегания к противоположному шкиву может еще немного вырасти. Это происходит, очевидно, за счет дополнительного трения ремня о воздух и уменьшения емкости системы относительно земли.
При измерении же потенциалов на ремнях трансмиссий в цехах в большинстве случаев этого роста не обнаруживается. Потенциал благодаря некоторой поверхностной утечке зарядов или остается по величине постоянным или несколько падает. Дойдя до второго шкива, ремень сразу разряжается, и во всех точках соприкосновения его со шкивом потенциал равен нулю, все заряды, перенесенные ремнем, уходят в землю через шкив. Следовательно, ведущий шкив вместе со сбегающим с него ремнем оказывается генератором статических зарядов, а ведомый шкив - их потребителем.
На обратном пути ремня эта картина повторяется с той лишь разницей, что генератором теперь уже является ведомый, ибо с него сбегает ремень, а потребителем - ведущий шкив.
Каждый из двух связанных между собой ремнем шкивов, следовательно, генерирует заряды в той своей части, где ремень сбегает с него, и одновременно отводит в землю заряды, доставляемые с другого шкива набегающим ремнем. Этим самым создается равновесное электрическое состояние системы. Заряды как бы перекачиваются ремнем с одного шкива на другой. Распределение потенциала на нижней половине ремня поэтому, совершенно тождественно с распределением на верхней.
Иногда эта качественная тождественность переходит в количественную, получается полная симметрия относительно оси абсцисс при повороте одной из частей на 180°, или, лучше сказать, при совмещении друг с другом генерирующих половин шкивов. Потенциалы же практических заводских передач этой симметричной картины не дают. Симметрия, очевидно, нарушается неравенством условий для нижней и верхней половин ремня, главным образом условий емкостных. Особенно резко происходит нарушение симметрии в случае шкивов различных диаметров.
По выходе с меньшего шкива ремень получает больший потенциал по сравнению с потенциалом на ремне, сбегающем с большого шкива. Этот факт может считаться закономерностью, находящей свое объяснение в наличии большего числа оборотов малого шкива, обусловливающего и большую возможность скольжения ремня. Места перехлестывания ремней, служат на пути движения ремня дополнительными генераторами статических зарядов, обладают повышенными потенциалами.
Потенциал сбегающего ремня в месте перекрытия встречной частью ремня значительно вырос, что неоднократно, как правило, наблюдалось автором на ряде ремней в различных условиях. Скольжение ремня по шкиву является существенной причиной образования зарядов статического электричества. Поэтому следует ожидать, что с усилением скольжения количество электричества увеличится, и потенциалы ремня во всех его точках возрастут.
|