Современный кинофильм нельзя создать без применения магнитной записи.
Поэтому киностудии оснащены рядом специальных звукозаписывающих
аппаратов. Интересно, что в отличие от магнитофонов радиостудий
магнитофоны, используемые в производстве кинофильмов, рассчитаны на
применение перфорированной магнитной ленты, которая имеет по краю
отверстия, как в киноленте. Это делают потому, что в подобной работе
приходится точно согласовывать движение кино и магнитной ленты.
Все кинофильмы выпускаются в наши дни озвученными, т. е. содержат не только кадры изображения, но и фонограмму с записью звука. В создании фонограммы помимо артистов участвует целый ряд специалистов: звукооператор, который руководит записью и перезаписями звука, помощник звукооператора, который устанавливает микрофоны, звукомонтажер, который монтирует отдельные записи. Сидя в зале кинотеатра и переживая происходящее на экране, вы даже не замечаете искусную работу этих людей. Во время съемки отдельные сцены снимают порознь, часто в разное время, а запись звука ведут на отдельную ленту. Потом, когда составляют фильм, монтируют не только отснятое изображение, но и фонограмму. По условиям съемки, например из-за шума на съемочной площадке, иногда нельзя одновременно записывать звук. В этом случае его записывают отдельно, уже в студии, и на специальных звукомонтажных установках соединяют с изображением. Если нужно, на этом же этапе в запись вводят «шумы», т. е. запись звуковой обстановки (цокот копыт, гудки паровоза, пение птиц и другие звуки). Эти шумы записывают с натуры или, чаще, их создает искусственно отдельная группа специалистов, которых называют «шумовиками».
Велика роль звукозаписи при дублировании кинофильмов, т. е. переводе звукового сопровождения с одного языка на другой. Иностранный кинофильм разрезают на куски, склеивают каждый кусок в кольцо и в студии без звука проектируют изображение на экран. Артисты, занятые дублированием, глядя на экран, произносят заранее переведенный текст, стараясь согласовать свою речь с движениями артистов на экране. Так по кускам на магнитную ленту записывается новый текст, а потом эта запись монтируется с изображением, печатаются фильмокопии для проката, и вы даже не замечаете подмены.
Бывает и наоборот. К примеру, нужно снять поющего или пляшущего актера. Но певец с подходящими вокальными данными имеет неудачную для кино внешность. В этом случае сначала записывают певца, а затем воспроизводят запись, и другой артист, уже «безголосый», танцует и играет перед кинокамерой в такт с пением. Потом фонограмму монтируют с изображением. Записи различных шумов теперь широко используют и в театре. Вся музыка «за сценой», выстрелы, колокольный звон, гром и др. звуковые эффекты зрители слышат с магнитофонной записи. Интересно, что сейчас все шире применяют кинофильмы, в которых запись звука осуществлена не как прежде — фотографическим путем, а на одной или нескольких магнитных дорожках, нанесенных на кинофильм. Так делают, например, широкоформатные фильмы, в которых использован стереозвук. На трех магнитных дорожках размещены записи для громкоговорителей, размещенных соответственно посредине, слева и справа от экрана.
|