По сообщениям Прайса при генерировании статического электричества на ременных передачах элеваторов происходило множество несчастных случаев. В связи с наблюдавшимися в 1919 г. в США пожарами и взрывами элеваторов были проведены обследования зарядов ремней элеваторных конвейеров в различных городах. Электростатические заряды были обнаружены во всех ремнях, причем величина их потенциалов находилась в зависимости от климатических условий и от материала, скорости и скольжения ремня.
Максимальное значение в 75 kV было зафиксировано на кожаном ремне главной трансмиссии шириной 550 mm. По знаку в большинстве случаев заряды на ремне отрицательные, только в двух случаях найдены положительными. Измерение потенциалов ремней транспортеров для зерна, движущихся с незначительной скоростью, примерно 3,8 m/min, дало чрезвычайно противоречивые данные. Несмотря на такую скорость и, следовательно, малое скольжение, на одном резиновом ремне, транспортировавшем пшеницу, оказался потенциал в 45 kV, тогда как другой такой же ремень в подвале имел потенциал всего лишь несколько сот вольт.
Причину такой большой разницы потенциалов обследователи видели в большой влажности воздуха подвала, в частичном заземлении ремня и, наконец, в том, что первый ремень транспортировал заряженную головней пшеницу, которая легко заряжалась в процессе подъема и передавала свои заряды ремню конвейера около закромов.
В ряде случаев при сухой погоде, большой скорости ремня и пр. в производственных условиях фабрик и заводов на ремне может оказаться значительное количество электростатических зарядов, величина потенциала которых достигает довольно часто 30-40, а иногда и 80 kV.
Вообще говоря, Томсон считает возможным получение на ремнях очень высоких потенциалов, доходящих до 1 000 kV, что, конечно, может произойти в условиях, специально для этого . созданных. Такие потенциалы при наличии вблизи незаряженных тел или соединения с землей будут выравниваться. Ремень будет отдавать свои заряды, разряжаться. Разряд может происходить спокойно, когда заряды, еще не успевшие накопиться, утекают в землю, или когда разряд проявляется уже в форме короны. В темноте легко заметить в месте, где ремень соприкасается со шкивом или где от него отрывается висящее бледно-голубое облачко наподобие того свечения, которое мы наблюдаем в темноте при разматывании изоляционной ленты. Наконец, разряд может произойти в виде искры.
Свечение или коронирующий разряд статического электричества не может вследствие малой мощности воспламенить взрывоспособную смесь. Вызвать пожар и взрыв может только искровой разряд. Для образования искрения необходим высокий потенциал, с одной стороны, и наличие вблизи ремня заземленного металлического предмета с другой. Очень часто таковым может оказаться само сеточное ограждение, и особенно тогда, когда оно частично разрушено так, что из него по направлению к ремню выходят отдельные проволочки.
Расстояние между ремнем и такой проволочкой достигает иногда всего лишь нескольких миллиметров, что обусловливает при соответствующих потенциалах искрение. Убедимся в этом простым опытом. К ремню, имеющему потенциал 35 kV, прикасалась одним концом металлическая проволочка, выдернутая из ограждения, второй же ее конец не доходил до рамы ограждения всего лишь на 2-3 mm. Этот воздушный промежуток напряжением ремня был пробит, причем происходило сплошное искрение, искры следовали одна за другой, что и требовалось доказать.
|