До тех пор, пока заземленные детали оборудования находятся на значительном расстоянии от ремня и зарядов, ремень через соприкосновение не передает изолированному от земли объекту обработки или детали машин, он не представляет какой-либо опасности. На резиновых заводах и, главным образом, в цехах, производящих прорезинение тканей, на так называемых шпрединг-машинах и в цехах бесшовных резиновых изделий наиболее часто наблюдаются вспышки от разрядов статического электричества. Вспышки эти обусловлены, прежде всего, наличием мест в аппаратуре и в машинах, образующих заряды, обладающих сравнительно высокими потенциалами и неизбежным загрязнением воздуха цехов парами бензина.
Над тканью в шпрединг-машинах, по данным химической лаборатории завода «Красный треугольник», концентрация бензина приобретает более значительные, уже взрывоопасные, величины порядка 50-290 mg.
При этих условиях происшедший искровой разряд может повести не только к вспышке, но и к взрыву газовой смеси. В течение ряда лет на многих заводах зафиксировано большое количество вспышек: на заводе «Каучук» их было 239, на заводе «Красный треугольник» и на заводе «Красный богатырь» - 18, причем примерно 25% всех вспышек носит серьезный характер, сопровождаясь порчей материала и оборудования.
Большинство вспышек падает на зимние месяцы, когда из-за большой сухости воздуха затруднен спокойный разряд заряженных электричеством находящихся в обработке тканей и когда сам процесс образования зарядов благодаря этому протекает легче.
Шпрединг-машина с инфракрасными нагревателями:
1 — раскаточное устройство; 2 — ракля; 3 — регулирующий механизм ракли; 4 — паровая плита; 5 — панели с инфракрасными нагревталеями; 6 — рычажная система; 7 — тиснильное устройство; 8 — поддерживающие ролики; 9 — электродвигатель; 10 — станина; 11 — закаточное устройство.
Рассмотрим схему шпрединг-машины. Работа ее, как и всех лакировочных машин, чрезвычайно проста и состоит в том, что подлежащая прорезинению ткань, сматываясь с вала, проходит под ножом, регулирующим толщину резинового клея, поступая затем в сушильную часть машины с паровой плитой.
Проходя над этой плитой, а часто двигаясь и непосредственно по ней, ткань нагревается, бензин из резинового клея испаряется, и уже в сухом состоянии ткань затем сматывается на приемный вал. Как это видно из схемы, работа шпрединг-машины сопровождается трением ткани, еще не обсохшей, о металлическую плиту. Кроме того, так как прорезинение является процессом многократным, то при повторных операциях в точке происходит разрыв поверхностного контакта слипшейся ткани. Наличия зарядов следует ожидать в точках, а при повторении прорезинения и в точке.
Наибольшей величиной потенциала должна обладать точка. Здесь дополнительно к трению присоединяется еще отрыв материи от плиты и кроме этого ткань, пройдя до этого значительный путь по плите, накапливала тем самым большое количество зарядов. В точках же какого-либо потенциала ожидать нельзя, так как ткань, подходя к ним, уже разрядится через направляющие ролики. Несколько хуже условия отвода зарядов по сравнению с точками в самой точке. Все же здесь высокий потенциал мало вероятен, благодаря соприкосновению ткани с деревянным валом.
Работой Института оздоровления труда установлено, что потенциал зарядов на ткани шпрединг-машины достигает иногда 10-15 kV, что вызывает сомнение, так как скорости движения ткани незначительны. Этих величин при исследованиях на заводе «Красный богатырь», правда, в летние месяцы обнаружить не удалось. На трикотажной ткани максимальный потенциал достигал 1,5 kV, тогда как на хлопчатобумажных тканях он не превышал 200-300 V.
Очевидно, что величина потенциала и здесь, аналогично описанным выше ременным передачам, с которыми шпрединг-машина, как генератор электростатических зарядов имеет много общего, зависит от ряда факторов: скорости движения ткани, материала ее (хлопчатобумажная, трикотажная ткань) и состояния воздуха, т. е. температуры и влажности его.
|