Опытно доказано, что образующиеся при течении бензина по трубам электрические заряды обладают потенциалом, достаточным для образования искры, если считать по Долежалеку таковой величиной 300 V. Тот же Мюллер в своих опытах нашел, что электризация наиболее сильна, когда вместе с бензином при выходе его струи в бак выходит и воздух. Этим он подтвердил неоднократно наблюдавшийся ранее факт электризации бензина прогонявшимися через него пузырьками воздуха.
Совершенно очевидно, что чистый бензин заряжается сильней загрязненного. Последнее обстоятельство указывает на значительную роль в образовании электростатических зарядов проводимости бензина и других жидкостей. Этот факт наиболее полно исследовал Гольде. Что же касается величин потенциала электрических зарядов или их напряжения относительно заряженного тела, то Долежалеком экспериментально найдено в связи с исследованием причин и обстоятельств взрывов бензинохранилищ, что достаточным для образования искры является напряжение в 300 V.
Гольде решал следующий вопрос: стекут ли образовавшиеся при течении бензина или какой-либо другой жидкости электрические заряды в землю через заземленный кожух приемного бака, или они будут в ней скапливаться и тем создадут опасность взрывов, имевших место в практике наполнения бензином больших хранилищ. В своих работах он пользовался лабораторной установкой, аналогичной описанной выше установке Мюллера.
Бензин из сосуда по согнутой трубке давлением в 1,7-2 kG/cm2 углекислого газа или азота подавался в приемный, изолированный от земли янтарными опорами бак, в котором находился изолированный от него медный цилиндрический сетчатый электрод, соединенный с измерительным прибором. При этих условиях, т. е. при изолированном приемном баке, электроскоп обнаруживал заряд, величина потенциала которого колебалась от 50 до 2 200 V.
В очень сухом воздухе при влажности от 30 до 57% этот потенциал вырастал до 4 000 V, тогда как при высокой влажности около 75% и выше он падал до нуля, электроскоп в последнем случае не отклонялся даже при увеличенной скорости подачи, соответственной давлению газа 5-6 kG/cm2. При исследовании электризации химически чистого бензина при влажности воздуха в 81% и давлении сжатого газа 1,5-2 kG/cm2 замеренный на изолированном приемном баке потенциал оказался различным в зависимости от материала бака, а именно, на латунном до 3 000 V, на железном до 3 600 V, алюминиевом 2 200 V, медном 1 000 V и, наконец, на стеклянном 800 V.
В случае заземления простым прикосновением руки сосуда никакого отклонения электроскопа, включенного на электрод, не наблюдалось. Листочки электроскопа моментально спадали, как только рука касалась приемного бака в момент его наполнения или тотчас же после прекращения потока бензина. Это явление Рихтер, производивший ранее Гольде исследования условий электризации бензина и шерстяных тканей при их чистке, объяснял утечку зарядов вследствие одной только проводимости бензина, имевшего в его работе проводимость 10-12.
Для проверки этого утверждения Гольде зарядил от постороннего источника электроскоп, соединенный с сеточным электродом, опущенным в бензин заземленного бака. Оказалось, что в зависимости от проводимости бензина заряд электроскопа спадал более или менее медленно. Помешивание бензина стеклянной палочкой не дало заметного эффекта. Заметное, но не мгновенное падение показаний прибора наблюдалось лишь в случае более высокой, чем 10-12 проводимости бензина.
Это заставило Гольде опровергнуть утверждение Рихтера и искать причину мгновенного разряда электроскопа при заземленном баке в чем-то другом.
|