Предположение, об увеличение проводимости бензина в состоянии покоя по сравнению с проводимостью его в момент движения по трубам после экспериментальной проверки, не подтвердилось. Сорта бензина, употреблявшиеся при исследовании, обладали в этих случаях одной и той же проводимостью порядка 10-14 до 10-15.
Тогда Гольде высказал предположение, что вытекший из трубопровода и попавший в приемный бак бензин, освободился от давления движения и не испытывает трения о стенки сосуда, т. е. пришел в первоначальное состояние покоя, в результате чего он спешит отдать заземленному баку и свои электрические заряды с тем, чтобы придти в свое первоначальное состояние электрической нейтральности.
Бензин, находящийся в состоянии электрической возбужденности, благодаря его движению под давлением в трубопроводе и электронейтральный бензин сосуда после разряда Гольде сравнивал с газом, находящимся в цилиндре, сжатым до высокого давления нагруженным поршнем и принимающим первоначальный объем после снятия с поршня нагрузки.
Наряду с этим, Гольде выдвинул и другое объяснение мгновенной отдачи зарядов стенкам заземленного бака в стекающим в него бензином. По его мнению, причина заключается в сильном завихрении, которое бензин как крайне жидкое вещество испытывает, влившись в бак. Этому завихренному движению способствуют еще конвекционные потоки внутри бензина, обусловленные охлаждением его за счет испарения. В результате интенсивного механического завихривания бензин быстро доносит все свои заряды до стенок приемного сосуда и разряжается.
Ведь, в изолированном баке жидкость удерживает свои заряды и не спешит их отдать стенкам приемника, хотя никакого движения и давления она уже не испытывает, тогда как на заземленный бак она мгновенно разряжается.
Если для объяснения привлечь классический опыт Фарадея с зарядом, помещенным в полый металлический сосуд, то это явление мгновенного разряда станет ясным. Объяснение Гольде, использовавшего аналогию с сжатым газом, автору кажется надуманным и ничего не объясняющим.
Отрицательные заряды бензина, приобретенные им при движении по трубам, попав вместе с ним в приемный металлический бак, индуцируют в баке равное количество положительных и отрицательных зарядов. Благодаря заземлению бака индуцированные в нем отрицательные заряды утекут в землю. Вследствие большой подвижности частиц бензина отрицательные заряды бензина быстро придут в соприкосновение со стенками приемника и скомпенсируются его положительными зарядами. Листочки электроскопа опадут, ибо бензин уже не может возобновить свои заряды.
|